Введение в проблему педагогических измерений. Актуальные вопросы оценки качества образования. Таксономия образовательных целей и результатов обучения (индивидуальная самостоятельная работа)

Введение в проблему педагогических измерений


1. Основы теории педагогических измерений
Контроль - важнейший компонент педагогической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его знаниях и умениях, определить эффективность работы педагогического коллектива в целом (для принятия управленческих решений) и многое другое.
Контроль - объект теоретический исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.

Педагогический контроль
- единая дидактическая и методическая система проверочной деятельности.

Измерение
- проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого свойства ученика к некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения.
Измерение - процесс сопоставления оцениваемых характеристик объекта на числовую ось. (общее определение)
Измерение - оценка(как процедура), проводимая с использованием понятия шкалы вполне определяемых способностей для количественной оценки поведения или характеристики. (современное понимание измерения в международном сообществе специалистов).

Постановка целей контроля:
1. Входной контроль. Определение степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.
2. Текущий (тематический) контроль. Выявление пробелов в знаниях в процессе изучения нового материала.
3. Итоговый контроль.Оценка качества знаний после прохождения всего предметного курса или итоговой аттестации выпускников.

2. Переменные измерения и их взаимосвязь.

Измерения - конструирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение эмпирической структуры в некую числовую шкалу, где изоморфизм определяет условия взаимно - однозначных соответствий пр отображении.

Переменные измерения - измерения скрытые от возможности непосредственного измерения.

Переменная может выражена в виде совокупности заданий и проявляться только в эмпирических результатах выполнения теста, путем анализа; точность такого измерения, разумеется, ниже, чем в точных науках. В качестве переменной измерения могут выступать дискретные и непрерывные характеристики: дискретные не имеют промежуточных значений между двумя точками, непрерывные могут принимать любые значения на всем заданном интервале.

3. Систематические и случайные ошибки измерений, истинный балл.

На некоторой числовой оси выделяют интервал, называемый доверительным, в котором находятся наблюдаемый балл (Х) и истинный балл (Т). Истинный балл может находится в любой точке.
4. Доверительный интервал

Доверительный интервал - пределы выборочного распределения, в которых можно с заранее определенной вероятностью ожидать нахождения значения генеральной совокупности (т.е. результатов работы всех возможных тестируемых).

5. Точечные и доверительные оценки

Доверительные оценки - все точки, лежащие в доверительном интервале.




Актуальные вопросы оценки качества образования

1. Содержание понятия "качество образования" в отечественной и зарубежной образовательной практике


Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

2. Первые шаги становления общероссийской системы оценки качества образования.

- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения
- сохранение единого образовательного пространства
- повышение уровня информативности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудосутройстве
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования

3. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных учреждений

Оценка качества образования должна быть нацелена на фиксацию не только некоторого «мгновенного» состояния системы, но и динамики ее развития.

4. Показатели качества

- выделение показателей качества
- определение критериев оценки
- формирование шкалы уровней достижения критериев качества
- разработка инструментария для измерения показателей
- организация сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных данных
- предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей
- организация широкого общественного и профессионального обсуждения
- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие - управленческих решений на различных уровнях .

5. Принципы отбора показателей качества

- ориентация на требования внешних пользователей
- учет потребностей системы образования
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования
- надежность и технологичность используемых показателей
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования
- иерархичность системы показателей
- соответствие международным аналогам
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей

6. Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся

Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования

Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы


Таксономия образовательных целей и результатов обучения


1. Образовательные стандарты и ожидаемые результаты обучения


Таксономия - теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.

таксономия Б.Блума:
1. когнитивная область (требования к освоению содержания предмета)
2. психомоторная область (развитие двигательной, нервно - мышечной деятельности)
3. аффективная область ( эмоционально - ценностная область, отношение к изучаемому)


О. Е. Лебедев:

1. развитие знаний
2. развитие умений и навыков
3. развитие системы отношений


И. Я. Лернер:
1. знания о природе, обществе, технике, человеке
2. опыт осуществления способом деятельности
3. эмоционально - чувственный опыт

2. Требования к результатам обучения как основа критериального подхода к оцениванию
образовательных достижений


Требования к уровню подготовки учащихся - это описание планируемых результатов обучения, которое позволяет представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения, навыки,какими качествами знаний и умений должны обладать ученики

в отечественной педагогике три компонента требований:

1. система знаний и умений;
2. виды учебной деятельности
2. качественные характеристики

Содержание первого компонента требований строится на морфологической структурной схемы объектов изучения и функционального описания деятельности. 
Основные функции :

1. описание
2. объяснение
3. преобразование действительности

Второй компонент. Среди видов учебной деятельности по морфологическому описанию выделяют :

1. специальные умения
2. умения рациональной учебной деятельности
3. интеллектуальные умения

Третий компонент следует считать особенности усвоения знаний. 
Уровни:
1. предметно - содержательный
2. содержательно - деятельностный
3. содержательно - личностный

Критериально - ориентированный подход используется в итоговом в итоговом контроле знаний, при переходе из одной ступени обучения в другую. Критерием являются требования к уровню подготовки учащихся, зафиксированные в стандарте и достаточные для продолжения образования. Данный подход должен реализовываться через критериально - ориентированное тестирование; такие тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения и конструируются на основе анализа логико - психологической структуры критерия, когда между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие , релевантность.

3. Таксономия учебных достижений, используемая в едином государственном экзамене


В основе оценки учебных достижений используется таксономия учебных достижений, в которой соотнесены традиционные подходы к выделению уровней овладения содержанием образования с уровнями учебных достижений, ориентированных на компетентностный подход.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Методические подходы к изучению вопросов представления информации в курсе информатики основной школы

Индивидуальная самостоятельная работа №6. Методы обучения информатике