Введение в проблему педагогических измерений. Актуальные вопросы оценки качества образования. Таксономия образовательных целей и результатов обучения (индивидуальная самостоятельная работа)
1. Основы теории педагогических измерений
Контроль - важнейший компонент педагогической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его знаниях и умениях, определить эффективность работы педагогического коллектива в целом (для принятия управленческих решений) и многое другое.
Контроль - объект теоретический исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.
Педагогический контроль - единая дидактическая и методическая система проверочной деятельности.
Измерение - проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого свойства ученика к некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения.
Измерение - процесс сопоставления оцениваемых характеристик объекта на числовую ось. (общее определение)
Измерение - оценка(как процедура), проводимая с использованием понятия шкалы вполне определяемых способностей для количественной оценки поведения или характеристики. (современное понимание измерения в международном сообществе специалистов).
Постановка целей контроля:
1. Входной контроль. Определение степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.
2. Текущий (тематический) контроль. Выявление пробелов в знаниях в процессе изучения нового материала.
3. Итоговый контроль.Оценка качества знаний после прохождения всего предметного курса или итоговой аттестации выпускников.
Переменные измерения - измерения скрытые от возможности непосредственного измерения.
Переменная может выражена в виде совокупности заданий и проявляться только в эмпирических результатах выполнения теста, путем анализа; точность такого измерения, разумеется, ниже, чем в точных науках. В качестве переменной измерения могут выступать дискретные и непрерывные характеристики: дискретные не имеют промежуточных значений между двумя точками, непрерывные могут принимать любые значения на всем заданном интервале.
3. Систематические и случайные ошибки измерений, истинный балл.
На некоторой числовой оси выделяют интервал, называемый доверительным, в котором находятся наблюдаемый балл (Х) и истинный балл (Т). Истинный балл может находится в любой точке.
4. Доверительный интервал
Доверительные оценки - все точки, лежащие в доверительном интервале.
1. Содержание понятия "качество образования" в отечественной и зарубежной образовательной практике
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Первые шаги становления общероссийской системы оценки качества образования.
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения
- сохранение единого образовательного пространства
- повышение уровня информативности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудосутройстве
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования
3. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
Оценка качества образования должна быть нацелена на фиксацию не только некоторого «мгновенного» состояния системы, но и динамики ее развития.
4. Показатели качества
- выделение показателей качества
- определение критериев оценки
- формирование шкалы уровней достижения критериев качества
- разработка инструментария для измерения показателей
- организация сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных данных
- предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей
- организация широкого общественного и профессионального обсуждения
- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие - управленческих решений на различных уровнях .
5. Принципы отбора показателей качества
- ориентация на требования внешних пользователей
- учет потребностей системы образования
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования
- надежность и технологичность используемых показателей
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования
- иерархичность системы показателей
- соответствие международным аналогам
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей
6. Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся
Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования
Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы
1. Образовательные стандарты и ожидаемые результаты обучения
Таксономия - теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.
таксономия Б.Блума:
1. когнитивная область (требования к освоению содержания предмета)
2. психомоторная область (развитие двигательной, нервно - мышечной деятельности)
3. аффективная область ( эмоционально - ценностная область, отношение к изучаемому)
О. Е. Лебедев:
1. развитие знаний
2. развитие умений и навыков
3. развитие системы отношений
И. Я. Лернер:
1. знания о природе, обществе, технике, человеке
2. опыт осуществления способом деятельности
3. эмоционально - чувственный опыт
2. Требования к результатам обучения как основа критериального подхода к оцениванию
образовательных достижений
Требования к уровню подготовки учащихся - это описание планируемых результатов обучения, которое позволяет представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения, навыки,какими качествами знаний и умений должны обладать ученики
в отечественной педагогике три компонента требований:
1. система знаний и умений;
2. виды учебной деятельности
2. качественные характеристики
Содержание первого компонента требований строится на морфологической структурной схемы объектов изучения и функционального описания деятельности.
Контроль - важнейший компонент педагогической деятельности педагога, позволяющий выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его знаниях и умениях, определить эффективность работы педагогического коллектива в целом (для принятия управленческих решений) и многое другое.
Контроль - объект теоретический исследований, в настоящее время тесно связанный с изменениями подходов к определению и оценке качества образования.
Педагогический контроль - единая дидактическая и методическая система проверочной деятельности.
Измерение - проведение объективного количественного сопоставления оцениваемого свойства ученика к некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения.
Измерение - процесс сопоставления оцениваемых характеристик объекта на числовую ось. (общее определение)
Измерение - оценка(как процедура), проводимая с использованием понятия шкалы вполне определяемых способностей для количественной оценки поведения или характеристики. (современное понимание измерения в международном сообществе специалистов).
Постановка целей контроля:
1. Входной контроль. Определение степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.
2. Текущий (тематический) контроль. Выявление пробелов в знаниях в процессе изучения нового материала.
3. Итоговый контроль.Оценка качества знаний после прохождения всего предметного курса или итоговой аттестации выпускников.
2. Переменные измерения и их взаимосвязь.
Измерения - конструирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение эмпирической структуры в некую числовую шкалу, где изоморфизм определяет условия взаимно - однозначных соответствий пр отображении.
Измерения - конструирование числовой функции, осуществляющей изоморфное отображение эмпирической структуры в некую числовую шкалу, где изоморфизм определяет условия взаимно - однозначных соответствий пр отображении.
Переменные измерения - измерения скрытые от возможности непосредственного измерения.
Переменная может выражена в виде совокупности заданий и проявляться только в эмпирических результатах выполнения теста, путем анализа; точность такого измерения, разумеется, ниже, чем в точных науках. В качестве переменной измерения могут выступать дискретные и непрерывные характеристики: дискретные не имеют промежуточных значений между двумя точками, непрерывные могут принимать любые значения на всем заданном интервале.
3. Систематические и случайные ошибки измерений, истинный балл.

Доверительный интервал - пределы выборочного распределения, в которых можно с заранее определенной вероятностью ожидать нахождения значения генеральной совокупности (т.е. результатов работы всех возможных тестируемых).
5. Точечные и доверительные оценки
5. Точечные и доверительные оценки
Доверительные оценки - все точки, лежащие в доверительном интервале.
Актуальные вопросы оценки качества образования
1. Содержание понятия "качество образования" в отечественной и зарубежной образовательной практике
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения
- сохранение единого образовательного пространства
- повышение уровня информативности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудосутройстве
- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования
3. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
Оценка качества образования должна быть нацелена на фиксацию не только некоторого «мгновенного» состояния системы, но и динамики ее развития.
4. Показатели качества
- выделение показателей качества
- определение критериев оценки
- формирование шкалы уровней достижения критериев качества
- разработка инструментария для измерения показателей
- организация сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных данных
- предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей
- организация широкого общественного и профессионального обсуждения
- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие - управленческих решений на различных уровнях .
5. Принципы отбора показателей качества
- ориентация на требования внешних пользователей
- учет потребностей системы образования
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования
- надежность и технологичность используемых показателей
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования
- иерархичность системы показателей
- соответствие международным аналогам
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей
6. Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся
Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования
Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы
Таксономия образовательных целей и результатов обучения
1. Образовательные стандарты и ожидаемые результаты обучения
Таксономия - теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.
таксономия Б.Блума:
1. когнитивная область (требования к освоению содержания предмета)
2. психомоторная область (развитие двигательной, нервно - мышечной деятельности)
3. аффективная область ( эмоционально - ценностная область, отношение к изучаемому)
О. Е. Лебедев:
1. развитие знаний
2. развитие умений и навыков
3. развитие системы отношений
И. Я. Лернер:
1. знания о природе, обществе, технике, человеке
2. опыт осуществления способом деятельности
3. эмоционально - чувственный опыт
2. Требования к результатам обучения как основа критериального подхода к оцениванию
образовательных достижений
Требования к уровню подготовки учащихся - это описание планируемых результатов обучения, которое позволяет представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания, умения, навыки,какими качествами знаний и умений должны обладать ученики
в отечественной педагогике три компонента требований:
1. система знаний и умений;
2. виды учебной деятельности
2. качественные характеристики
Содержание первого компонента требований строится на морфологической структурной схемы объектов изучения и функционального описания деятельности.
Основные функции :
1. описание
2. объяснение
3. преобразование действительности
Второй компонент. Среди видов учебной деятельности по морфологическому описанию выделяют :
1. специальные умения
2. умения рациональной учебной деятельности
3. интеллектуальные умения
Третий компонент следует считать особенности усвоения знаний.
1. описание
2. объяснение
3. преобразование действительности
Второй компонент. Среди видов учебной деятельности по морфологическому описанию выделяют :
1. специальные умения
2. умения рациональной учебной деятельности
3. интеллектуальные умения
Третий компонент следует считать особенности усвоения знаний.
Уровни:
1. предметно - содержательный
2. содержательно - деятельностный
3. содержательно - личностный
Критериально - ориентированный подход используется в итоговом в итоговом контроле знаний, при переходе из одной ступени обучения в другую. Критерием являются требования к уровню подготовки учащихся, зафиксированные в стандарте и достаточные для продолжения образования. Данный подход должен реализовываться через критериально - ориентированное тестирование; такие тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения и конструируются на основе анализа логико - психологической структуры критерия, когда между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие , релевантность.
3. Таксономия учебных достижений, используемая в едином государственном экзамене
В основе оценки учебных достижений используется таксономия учебных достижений, в которой соотнесены традиционные подходы к выделению уровней овладения содержанием образования с уровнями учебных достижений, ориентированных на компетентностный подход.
1. предметно - содержательный
2. содержательно - деятельностный
3. содержательно - личностный
Критериально - ориентированный подход используется в итоговом в итоговом контроле знаний, при переходе из одной ступени обучения в другую. Критерием являются требования к уровню подготовки учащихся, зафиксированные в стандарте и достаточные для продолжения образования. Данный подход должен реализовываться через критериально - ориентированное тестирование; такие тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения и конструируются на основе анализа логико - психологической структуры критерия, когда между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие , релевантность.
3. Таксономия учебных достижений, используемая в едином государственном экзамене
В основе оценки учебных достижений используется таксономия учебных достижений, в которой соотнесены традиционные подходы к выделению уровней овладения содержанием образования с уровнями учебных достижений, ориентированных на компетентностный подход.
Комментарии
Отправить комментарий