Глоссарий по дисциплине “ Методика обучения информатике”
- Анализ - метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
- Дистанционное обучение - Взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
- Дистанционный курс – это тематический учебный материал, который позволяет поддерживать процесс получения и передачи знаний в организации, а также процесс самообразования в рамках различных учебных программ.
- Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.
- Информационная грамотность - это набор умений и навыков учащегося, позволяющий ему запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.
- Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.
- Кейс-технологии – способ организации дистанционного обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного взаимодействия с преподавателем и другими учащимися дистанционным способом.
- Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
- Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
- Методика- совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
- Модель – это условный или мыслимый образ объекта (предмета, явления, процесса), который используется в определенных условиях в качестве его представителя («заместителя») и отражает его свойства и взаимосвязи.
- Непрерывное образование - единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.
- Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
- Образовательные результаты - развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач.
- Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
- Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
- План урока - это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока. В нем обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание работы.
- Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- Система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
- Средствами обучения в педагогике являются абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.
- Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для:а) овладения всеми учениками основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения;б) воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил каждого обучающегося как в ходе урока, так и за его пределами.
- Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий.
- Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
- Учебно-методический комплекс(УМК) - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся.
- Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
- Электронное портфолио – это совокупность работ преподавателя или студента, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации (CD/DVD Disk), так называемое e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online- portfolio.
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Источники:
1)Предмет и основные понятия информатики [Электронный ресурс] URL:http://presfiz.narod.ru/inf/urok1.htm(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
2)Заботясь об образовании// ТСиСА.Вопрос №3 [Электронный ресурс] URL:http://e-educ.ru/tsisa3.html Режим доступа: свободный (Дата обращения: 27.06.2016)
3)Основы информатики// Лекции [Электронный ресурс] URL: http://computer-lectures.ru/ Режим доступа: свободный (Дата обращения: 27.06.2016)4)О.Н.Попова. Учебный проект как творческий продукт // Статья [Электронный ресурс] http://www.uchportal.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 25.03.2016)
5)Центр дистанционного образования "Эйдос"//Михеева С.А. О понятии «форма обучения»//Статья[Электронный ресурс]URL:http://www.eidos.ru/journal/ (Дата обращения: 22.04.2016г., режим доступа: свободный)
6)Учебные материалы для студентов//классификация форм обучения[Электронный ресурс] URL: http://studme.org/49816/pedagogika/(Дата обращения: 22.04.2016г., режим доступа: свободный)
7) Информационный портал "Педагогика"// Средства обучения в педагогике [Электронный ресурс] URL:http://paidagogos.com/ (дата обращения: 22.04.2016г., режим доступа:свободный)
8)Сайт "Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс] URL:http://www.eor-np.ru/node/1641(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
9)Словарь психолога [Электронный ресурс] URL:http://psihotesti.ru/gloss/tag/uchebnaya_zadacha/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
10)Сайт БТИ//Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] URL:http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
11)Педагогическая библиотека//Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. –– М.: Мастерство, 2001. – 272 с.[Электронный ресурс] URL:http://pedlib.ru/Books/3/0103/3_0103-168.shtml(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
12) Лаборатория дистанционного обучения//Термины дистанционного обучения[Электронный ресурс] URL:http://distant.ioso.ru/do/termin.htm(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
13)Сайт "Гиперметод"//Дистанционное обучение[Электронный ресурс] URL:http://hypermethod.ru/menu/1/3(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
14)Методческое объединение учителей биологии//ЦОР[Электронный ресурс] URL:http://mmc74212.narod.ru/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
15)Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы // Пояснительная записка[Электронный ресурс] https://www.google.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)
16)Электронное портфолио [Электронный ресурс] URL:http://xn--80aejpylecgdd1b.xn--p1ai/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
17)Академик.ру [Электронный ресурс] URL:http://current_pedagogy.academic.ru/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
18)Школьная библиотека [Электронный ресурс] URL:http://www.74-gim76.edusite.ru/p107aa1.html(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
19)"Пси-шпаргалка"//Метод [Электронный ресурс] URL:http://psylist.net/pedagogika/metob.htm(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
20)Сайт Министерства образования РФ//ФГОС [Электронный ресурс] URL:http://xn--80abucjiibhv9a.(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
21)Методика обучения истории [Электронный ресурс] URL:http://met-ist.ru/?p=141(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
22)Академик.ру//Методика [Электронный ресурс] URL:http://dic.academic.ru/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
23)Большая онлайн-библиотека//Образовательный процесс [Электронный ресурс] URL:http://www.e-reading.club/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
24)Поурочное планирование[Электронный ресурс] URL:https://www.google.ru/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
25)МК Развитие критического мышления средствами ИКТ// Образовательные результаты[Электронный ресурс] URL:https://sites.google.com/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
26)Сообщество учителей Intel// Информационная среда[Электронный ресурс] URL:https://edugalaxy.intel.ru/(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
27) Гуманитарно-правовой портал// Непрерывное образование[Электронный ресурс] URL:http://psyera.ru/4313/nepreryvnoe-obrazovanie(дата обращения: 27.06.2016г., режим доступа: свободный)
Комментарии
Отправить комментарий