Индивидуальная самостоятельная работа №13. Экспертная деятельность учителя информатики.
1. Знакомство с Федеральным перечнем школьных учебников по информатике.
2. Анализ действующих учебников по информатике.
Анализ учебника по информатике А.Г. Гейн, А.Н.Сенокосова «Информатика и информационные технологии» для 8 и 9 классов
3. Знакомство с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов.
Для основной школы в федеральном перечне представлено четыре учебника
следующих авторов: Босова Л.Л. (ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний");
Быкадоров Ю.А. (ООО "ДРОФА"); Семакин И.Г. (ООО "БИНОМ. Лаборатория
знаний"); Угринович Н.Д. (ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний").
Для обучения в средней школе на базовом уровне в перечне представлены
учебники Гейна А.Г. (ОАО "Издательство" Просвещение") и Семакина И.Г. (ООО
"БИНОМ. Лаборатория знаний").
Для обучения в средней школе на углубленном уровне представлены
учебники следующих авторов: Калинин И.А. (ООО "БИНОМ. Лаборатория
знаний"), Поляков К.Ю. (ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"), Семакин И.Г.
(ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"), Фиошин М.Е. (ООО "ДРОФА").
Небольшое наблюдение:
Из ознакомления с федеральным перечнем учебников по информатике следует, что самое часто встречающееся издательство УМК по информатике для разных ступеней школы - БИНОМ.Лаборатория знаний.
Ознакомиться с перечнем можно в источнике №1.
Источники:
1) Сайт министерства образования РФ//Приказ [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/ (дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
2) О преподавании учебного предмета
«Информатика и ИКТ» и «Информатика»
в общеобразовательных организациях в 2014 – 2015 учебном году
[Электронный ресурс] URL:http://gorono-ozersk.ru/(дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
2. Анализ действующих учебников по информатике.
Анализ учебника по информатике А.Г. Гейн, А.Н.Сенокосова «Информатика и информационные технологии» для 8 и 9 классов
В содержание учебника входят две больших главы:
«Глава I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ», в которую входят с 1 по 16 параграфы, и «Глава II. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ», в которую входят параграфы с 17 по 25, также после каждой главы подведены краткие итоги материалу параграфов и задания для проверки своих знаний; помимо теоретической части в учебнике представлена и практическая, которая содержится в отдельном разделе «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ИНФОРМАТИКЕ», в котором представлены 14 лабораторных работ, в конце учебника предлагается «Литература для дополнительного чтения», «Предметный указатель», а также «Ключи к тестовым заданиям»;
Открыв учебник, можно заметить, что весь материал представлен в черно-красном цвете, в виде сплошного теста без выделения каких-либо основных понятий и важных правил (выделены красным только заголовки), что является неудобным и тяжелым для восприятия, а вследствие для понимания и усвоения, и материала учебника и затрудняет поиск необходимой информации; в учебнике представлены различные таблицы и картинки, которые выполнены черно-красном цвете, что также тяжело для восприятия, к тому же они мелкие, скучные, неяркие, при этом, на наш взгляд, картинки не соответствуют возрасту (пример со свинками) ;
Материал данного учебника не содержит информацию для углубленного изучения предмета «Информатика», помимо этого в учебнике содержится много исторической информации, которая подойдет в качестве дополнительной литературы, а не для изучения курса; также у этого ученика есть очень большой недостаток информация, по которой составлено содержание учебника, устарела: теоретический материал, примеры, схемы, практические работы написаны и разработаны для того периода времени, когда учебник издавался, но развитие науки, как и ход время, не стоит на месте в данный момент времени разработаны новые операционные системы, программное обеспечение компьютера, разнообразные периферийные устройства, множество программ для обработки разных видов информации, поэтому для планирования современного урока материала учебника недостаточно и нужно искать дополнительную информацию;в качестве практической части в учебниках имеется большой лабораторный практикум, который пошагово описывает весь ход практической работы, что помогает учащемуся самостоятельно выполнять задания, но многие работы данного практикума разработаны для старых операционных систем и программ; помимо практикума в учебниках имеются вопросы для самоконтроля в конце каждого параграфа и контрольные вопросы в конце каждой главы, в конце учебника имеются правильные ответы.
В заключение можно сказать, что данный учебник соответствует по содержанию и объему учебного материала государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике: в нем отражены основные темы по информационным процессам и технологиям. Задачи, представленные в учебнике, соответствуют воспитательным целям, потому что они направлены не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, ее познавательных способностей, воспитание самостоятельности, интереса к предмету.
Но, на мой взгляд, для реализации современного педагогического процесса и усвоения учащимися дисциплины « Информатика», этого учебного пособия недостаточно. Весь материал, как теоретический, так и практический, соответствует требованию «Государственному образовательному стандарту первого поколения 2004 года», а основной аспект носит теоретический характер, это связано с тем, что информационные технологии были менее развиты и популярны (компьютер могли позволить не все).
Совсем иная ситуация на данный момент времени: информационные технологии очень развиты и популярны, теперь отсутствие компьютера в доме большая редкость. В связи с этим отпали потребности в изучении основ обращения с персональным компьютером, периферийными устройствами и некоторым информационно-коммуникационными технологиями. И в нашем современном обществе очень востребованы работники со знание «Информатики», а осуществить запрос общества помогают требования отраженные в «Федеральном образовательном стандарте второго поколения 2010 года».
Поэтому данное учебное пособие не может в полном объеме реализовать требования современного общества, и если брать его за основу, то нужно использовать дополнительную современную литературу, что не очень удобно для учителя. И именно поэтому данное учебное пособие лучше использовать в качестве дополнительного источника информации, а за основное пособие брать более современные издания учебных пособий.
Источник:
1) Сайт Видеоуроки в Интернет// Конради Т.А. Анализ учебника по информатике А.Г. Гейн, А.Н.Сенокосова «Информатика и информационные технологии» для 8 и 9 классов //
Статья [Электронный ресурс] URL:http://videouroki.net/(дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Возможен поиск ресурсов по предметам школьной программы, по классам, по типам ресурсов, контексту в названии или описании ресурса.
Ознакомиться с Единой коллекцией ЦОР можно в источнике №1.
Источники:
1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
2) Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] URL:http://window.edu.ru/resource/(дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
4. Экспертная оценка ЭОР, используемых в курсе информатики.
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
С содержательно-методической точки зрения ЦОР должны:
- удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством образования и науки РФ;
- соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.);
- соответствовать возрастным особенностям обучаемых (соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых; соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала;
- учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету; приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых);
- обеспечивать возможность индивидуализации образования (наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации – нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала; наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;
- наличие разнообразных средств ведения диалога – вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.);
- быть ориентированными на достижение новых образовательных результатов (формирование общеучебных умений и компетенций;
- приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
- развитие умений работы с информацией – поиск, оценка, отбор и организация информации;
- выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала; формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение);
- обладать методической поддержкой (наличие методических материалов и/или сетевой методической поддержки ресурса).
С дизайн-эргономической точки зрения ЦОР должны:
- основываться на технологических решениях, адекватных решаемым педагогическим задачам;
- полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем (качество воспроизведения); удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики;
- соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся);
- обладать удобным интерфейсом, что предполагает ясность диалога (возможность легко понять основы функционирования ресурса), гибкость диалога (возможность пользователя приспособить диалог под свои потребности), легкость обучения и использования (возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет помощи и обработки всевозможных ошибок пользователя), надежность (защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий), стандартизацию интерфейса;
- обеспечивать высокую степень адаптации к учебному процессу.
Соответствие цифрового образовательного ресурса содержательно-методическим требованиям обеспечивает качество представленного в нем учебного материала; соответствие электронного образовательного ресурса дизайн-эргономическим требованиям обеспечивает качество предъявления учебной информации и условий работы с ней, что и определяет в конечном итоге качество учебного процесса, организуемого с использованием средств ИКТ.
Источник:
Открытый класс // Обзор цифровых образовательных ресурсов по курсу информатики и ИКТ для основной школы [Электронный ресурс] URL: http://www.openclass.ru/pages/(дата обращения: 15.05.2016г., режим доступа: свободный)
Комментарии
Отправить комментарий