Индивидуальная самостоятельная работа №12. Проверочно-оценочная деятельность учителя информатики
1. Анализ системы требований к результатам освоения программы по информатике.
2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
- сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;
- сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
- сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
- сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов
- использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
- принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Информатика (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Информатика (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса информатики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов;
о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умения строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Источники:
Образовательный портал Ломоносовский холдинг//Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего(полного) общего образования [Электронный ресурс] http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2849 (Дата обращения: 6.05.2016., режим доступа: свободный)
Содержание заданий экзаменационных работ разработано по основным темам курса информатики и информационных
технологий и объединено в следующие тематические блоки:
• «Информация и её кодирование»,
• «Моделирование и компьютерный эксперимент»,
• «Системы счисления»,
• «Логика и алгоритмы»,
• «Элементы теории алгоритмов»,
• «Программирование»,
• «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей»,
• «Обработка числовой информации»,
• «Технологии поиска и хранения информации».
Содержанием экзаменационной работы
охватывается основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы,
наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве
преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.
Название раздела
|
Число заданий
|
Максимальный первичный
балл
|
% максимального
первичного балла от максимального первичного балла за всю работу, равного 35
|
«Информация и её кодирование»,
|
4
|
4
|
11
|
«Моделирование и компьютерный эксперимент»,
|
2
|
2
|
6
|
«Системы счисления»,
|
2
|
2
|
6
|
«Логика и алгоритмы»,
|
6
|
8
|
23
|
«Элементы теории алгоритмов»,
|
5
|
6
|
17
|
«Программирование»,
|
4
|
9
|
25
|
«Архитектура компьютеров и компьютерных сетей»,
|
1
|
1
|
3
|
«Обработка числовой информации»,
|
1
|
1
|
3
|
«Технологии поиска и хранения информации».
|
2
|
2
|
6
|
ИТОГО
|
27
|
35
|
100
|
ИТОГО
|
27
|
35
|
100
|
В КИМ ЕГЭ по информатике не включены
задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин,
правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из
заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить тематическую задачу: либо прямо
использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества
изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной
или новой ситуации.
Знание теоретического материала проверяется
косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных
понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических
заданий по различным темам предмета.
Экзаменационная работа содержит одно
задание, требующее прямо применить изученное правило, формулу, алгоритм (задание
4).
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в
стандартной ситуации входит обе части экзаменационной работы.
Распределение заданий по видам проверяемой
деятельности представлено в таблице.
Виды деятельности
|
Число заданий
|
Воспроизведение представлений или знаний (при выполнении практических заданий)
|
1
|
Применение знаний и умений в стандартной ситуации
|
13
|
Применение знаний и умений в новой ситуации
|
13
|
Итого
|
27
|
В экзаменационной работе было 27 заданий. Из
них к базовому уровню сложности (Б) относились 12 заданий, к повышенному
(П) – 11 заданий, к высокому (В)
– 4 задания.
Предполагаемый процент выполнения
заданий базового уровня – 60-90%. Предполагаемый процент выполнения заданий
повышенного уровня – 40-60%. Предполагаемый процент выполнения заданий высокого
уровня – менее 40%.
Внутри каждой из двух
частей работы задания расположены по принципу нарастающей сложности теста.
Сначала идут задания базового уровня; затем – повышенного; затем – высокого.
Задания одного уровня сложности расположены с учетом вида проверяемой
деятельности и последовательности расположения тем в кодификаторе содержания.
Источники:
Образовательный портал Тогирро//Аналитический отчет предметной комиссии по информатике и ИКТ [Электронный ресурс] https://www.google.ru/ (Дата обращения: 6.05.2016., режим доступа: свободный)
3. Изучение перспектив и проблем ЕГЭ по информатике.
Проблемы:
- Основная масса действующей учебной литературы (по информатике) не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ (по информатике).
- В ЕГЭ по русскому языку, физике, информатике содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана.
- Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся (90 %) к сдаче Единых экзаменов ЕГЭ (пример — Экзамены ЕГЭ по информатике).
- ЕГЭ приводят к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ (пример — спецификации и требования ЕГЭ по информатике).
- В содержании ЕГЭ по информатике отсутствуют Интернет, Интернет-технологии и самое главное -отсутствует поиск информации в Интернет.
Перспективы:
Возможно, будет реализован машинный вариант ЕГЭ по информатике
Поскольку было прямое замечание Президента РФ по итогам работы комиссии,
то идет активная подготовка предметной
комиссией по информатике компьютерного варианта экзамена. Вопрос во времени
перехода. Очевидно, добровольцы смогут это сделать уже в следующем году.
Компьютерный экзамен по информатике предполагает следующие изменения:
1. Изменения КИМ
А) Расширение содержания
Б) Новый тип заданий
В) Построение алгоритмов вместо их формального исполнения
Г) Возрастание значения программирования
2. Требования к пункту проведения экзамена
А) АРМ тестируемого
Б) Возможность печати результата
В) Единый комплект ПО без выхода в Интернет
3. Требования к ПО
А) Мультиплатформенность
Б) Набор сред программирования (конкретно определенный)
В) СПО
Г) Среда ввода ответов на задания
4. Изменение технологии оценивания
А) Изменение критериев оценивания
Б) Увеличение количества заданий в части С
В) Снижение риска случайных ошибок и влияние человеческого фактора
(спорно)
5. Изменение содержания заданий на
программирование
А) Вместо одной задачи с политомической оценкой – серия заданий с
дихотомической оценкой
Б) Изменение в оценивании
В) Тестирование работоспособности и правильности программ на наборе
исходных данных
6. Требования к выпускникам
А) Развитые ИКТ умения
Б) Знакомство с ПО
В) Умение отладить программу и протестировать её
7. Стандартизация содержания
А) Единые правила записи алгоритмов
Б) Ограничение сред программирования
В) Экзаменационный пакет ПО
Источники:
1) Tadviser//Статья [Электронный ресурс] http://www.tadviser.ru/index.php/Статьи:Информатика (Дата обращения: 6.05.2016., режим доступа: свободный)
2) [Электронный ресурс] https://www.google.ru/ (Дата обращения: 6.05.2016., режим доступа: свободный)
Комментарии
Отправить комментарий