Индивидуальная самостоятельная работа №14.Требования к оснащению образовательного процесса по информатике.
1. Изучение документов (СанПиН и пр.) по организации обучения информатике в школе, использования средств ИКТ в общеобразовательном процессе, по оснащению кабинета информатики.
Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в школе
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Они затрагивают практически все сферы школьной жизни (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года).
Проектно-исследовательская деятельность ярко проявляется при проведении внеурочных мероприятий. В кабинете информатики имеются презентации по многим темам: «Здоровый образ жизни», «Всемирный день борьбы со СПИДом». Очень украшает любое мероприятие правильно подобранное музыкальное сопровождение.
Применения ИКТ обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе на теоретических или практических занятиях. Учащиеся формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.
Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.
Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.
Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.
Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в школе
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Они затрагивают практически все сферы школьной жизни (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года).
Гигиенические требования к помещениям с использованием персональных компьютеров
Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана (оборудование должно отвечать гигиеническим требованиям) необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Требования к освещению
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны
- на рабочих столах – 300 – 500 лк;
- в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк;
- в кабинетах информатики на столах – 300 – 500 лк;
- на классной доске – 300 – 500 лк;
- в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк; в рекреациях (на полу) – 150 лк.
Эксплуатация компьютеров в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации.
Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Требования к помещению
Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2.
При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося).
Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ. Требования к помещению
Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2.
При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося).
Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
Нормы использования средств мультимедиа в учебном процессе
На сегодняшний день СанПиН 2.4.1.2660-10, является основным документом, регламентирующим использование средств мультимедиа в образовательном процессе. В нем определяются следующие факторы, которые влияют на оптимальное восприятие материала и обеспечивают здоровьесберегающие условия в процессе занятий: -длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа -продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока -выполнение требований к режиму использования компьютеров на уроках и во внеурочное время.
СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливает следующие нормы использования средств мультимедиа в учебном процессе:
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
Класс | Максимальная длительность в минутах |
I - II | 7-15 минут |
III –IV | 15 -20 минут |
V - VII | 20 -25 минут |
VIII - XI | 20 -25 минут |
Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня
Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня должна быть не более:
Продолжительность работы | Возрастная категория |
7-10 минут | для дошкольников |
45 минут | для детей 8-10 лет |
1 час 30 минут | для детей 11-13 лет |
2 часа 15 минут | для детей 14-16 лет |
Источники:
1)Образовательная галактика Intel//Санитарно-гигиеничекие требования к использованию ИКт в школе [Электронный ресурс]URL: https://edugalaxy.intel.ru/shsei/ (дата обращения: 13.06.2016г., режим доступа: свободный)
2)Metod-kopilka.ru//Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования Информатика и информационные технологии [Электронный ресурс] URL:http://www.metod-kopilka.ru/page-1-2-1.html(дата обращения: 13.06.2016г., режим доступа: свободный)
2. Анализ эффективности использования средств, имеющихся в кабинете информатики, в практике обучения информатике в современной школе.
Среднестатистический кабинет информатики и ИКТ оборудован компьютерной техникой – персональными компьютерами, видеопроектором, сканером, принтером, позволяющими перенести информацию из периодических печатных изданий в информацию удобную для работы преподавателей и учащихся. Имеется Интернет.
- Мультимедийные сценарии уроков
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы PowerPoint . При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.
В архиве кабинета информатики имеются презентации почти по всем изучаемым темам моего предмета.
- Применение готовых учебных и демонстрационных программ
В образовательном процессе я использую различные электронные учебники.
Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:
Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:
- достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;
- учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;
- сложные в понятии элементы или процессы в электронном учебнике могут быть представлены при помощи анимации , это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;
- смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.
Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, позволяют повысить степень самостоятельности учащихся, преподаватель лишь координирует действия учащегося. При необходимости студент может вернуться назад к непонятной ему теме.
- Применение информационных технологий для контроля знаний
Цель опроса не только проверить знания, но расширить и обобщить их, научить делать выводы. Проверка знаний при помощи тестовых информационных технологий развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление.
Интерактивное тестирование более привлекательно для учащихся, чем бланковое, результат они видят сразу. Студент видит не субъективную оценку преподавателя, с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.
- Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных технологий
Для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса использование метода проектов, на мой взгляд, является одним из самых удачных способов при обучении не только информационным технологиям, но и любым другим дисциплинам.
Как на уроках, так и во внеурочной деятельности я довольно часто прибегаю к проектной деятельности учащихся. Чаще всего эти задания выполняются в программе MSPowerPoint.
Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и профессиональной деятельности, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Основные правилами выбора темы проекта:
- Тема должна быть интересна учащемуся, должна увлекать его как и всякое творчество.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам проекта.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Опыт работы показывает, что учащимся свойственно не только смотреть и слушать, но и самим показывать и рассказывать о своих достижениях и результатах труда. Учащимся интересно выполнять задания учителя на других предметах, используя для этого изученные программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработка технологических карт для спецтехнологии и производственной практики.
Проектно-исследовательская деятельность ярко проявляется при проведении внеурочных мероприятий. В кабинете информатики имеются презентации по многим темам: «Здоровый образ жизни», «Всемирный день борьбы со СПИДом». Очень украшает любое мероприятие правильно подобранное музыкальное сопровождение.
Применения ИКТ обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе на теоретических или практических занятиях. Учащиеся формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
Можно сделать вывод: применение компьютера в образовательном процессе способствует повышению интереса к обучению, его эффективности. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения. Этот способ позволяет учащемуся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Источники:
1)Жакупова А.М. Использование ИКТ на уроках информатики/Вопросы интернет образования - 2012г.[Электронный ресурс]URL: http://vio.uchim.info/ (дата обращения: 13.06.2016г., режим доступа: свободный)
Комментарии
Отправить комментарий