Индивидуальная самостоятельная работа №4. Методическая система обучения информатике

1. Обоснуйте необходимость непрерывного изучения информатики, построения многоступенчатой структуры обучения информатике.
Нужно учитывать, что компьютерные технологии постоянно обновляются. Это является достаточно важной причиной для того, чтобы признать необходимость непрерывного процесса изучения предмета ИКТ.
В последнее время все большее внимание обращается на непрерывность курсов. Большинство из них уже разработаны, такие как математика, русский язык, изобразительное искусство и другие. Информатика достаточно новая дисциплина, а ее изучение с 1 по 11 класс началось совсем недавно. В связи с чем, эта сфера образования осталась не проработанной.


На пороге двадцать первого века перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информатизации общества. Постепенно вслед за другими странами и в нашей стране начался переход к информационному обществу. За последние два — три десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, произошло развитие компьютерной техники, информационных технологий, коммуникаций и глобальных сетей. В таком обществе информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека. По определению Н. Д. Угриновича «информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации» Угринович Н. Д. «Информатика и информационные технологии». М. Лаборатория базовых знаний АО «Московские учебники».- 2002 г. — с. 17.

Все эти изменения не могли не затронуть и образование, как одну из основных сфер общественного развития. Сегодня в средствах массовой информации можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины. Но существуют определенные преимущества преподавания информатики с начальной школы. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.
Кроме этого, в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: разработать и ввести в действия государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; формировать компьютерную грамотность и ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы. обучение информатика общеобразовательный школа

Это ещё раз показывает, что необходимость изучения информатики и информационных технологий, начиная с начальной школы, является неотъемлемой частью современного общего образования. Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики, необходимы для продолжения образования, в том числе и для последующего освоения базового курса информатики. Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора педагогических наукА. А. Кузнецова, являются: 1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование; 2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики .

Изучение курса информатики проходит и в средней, и старшей школе вплоть до 11 класса, а также и далее в высших учебных заведениях. Поэтому в последнее время в методике обучения информатике стало уделяться внимание непрерывности курса. Однако, несмотря на то, что каждая ступень отдельно разработана уже подробно, нет целостности. Таким образом, учащиеся словно скачут по ступенькам вместо плавного перехода.

К сожалению, каждому учителю приходится самостоятельно подбирать материал для плавного перехода с одной ступени обучения на другую. Но это не всегда бывает возможным, ведь часто учителя в начальной, средней и старшей школе разные. В связи с этим учащиеся часто получают материал не полностью, не получают его вовсе или наоборот, повторяют одно и тоже несколько раз. Из-за этого у учащихся пропадает интерес к предмету, теряется авторитет учителя.

В школах должен быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:
  • пропедевтический (4 - 7 классы),
  • базовый (8–9 классы),
  • профильный (10–11 классы)
Непрерывное изучение ИКТ предполагает освоение теоретической и практической части.
Теория дает понятие о информации и информационных процесса, математическом и компьютерном моделировании, построении алгоритмов, представления любой информации в двоичном виде
Практическая часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационных технологий. Это помогает ученикам в других учебных предметов. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, формирует Информационная деятельность человека.
При переходе от одного этапа к другому повышается уровень сложности изучаемого предмета.
При таком подходе от одной ступени обучения к другой соблюдается последовательность и эффективность изучения ИКТ на всех ступенях обучения.

Источники: 
1)Банк рефератов//Проблемы обучения информатики в школе[Электронный ресурс]URL:https://www.bankreferatov.ru/(дата обращения: 18.03.2016г., режим доступа: совбодный)
2)Афонина Е.В. Непрерывность в обучении информатики и ИКТ//Статья[Электронный ресурс]URL:http://ito.edu.ru/(дата обращения: 18.03.2016г., режим доступа: совбодный)

2. Приведите примеры авторских идей, лежащих в основе построения содержания школьного курса информатики.
В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.


b18af94ed3c05df650825f5b74ffe5b6

Появление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы.


Источник:
Предметно-методическая кафедра информатики и ИКТ Оренбургского президентского кадетского училища//Эволюция школьной информатики[Электронный ресурс]URL:http://ikt.1pku.ru/?p=1349(дата обращения: 18.03.2016г., режим доступа: совбодный)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Методические подходы к изучению вопросов представления информации в курсе информатики основной школы

Индивидуальная самостоятельная работа №6. Методы обучения информатике