Индивидуальная самостоятельная работа №11. Организационные аспекты деятельности учителя информатики
1. Перечислите основные планируемые личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты изучения информатики в школе.
Источники:
Примерный перечень электронных образовательных ресурсов
Личностные
результаты
– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
·
наличие
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в
современном мире;
·
владение
первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
·
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
·
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты
– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
·
владение
общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.
·
владение
умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий,
необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация
полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
·
опыт
принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных
для них алгоритмов (программ);
·
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
·
владение
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
широкий
спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные
результаты
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
·
формирование
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и
их свойствах;
·
развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования
и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
·
формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
·
формирование
умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
·
формирование
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Источники:
2. Опишите и оформите в виде таблицы особенности фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке с применением современных средств ИКТ.
Источники:
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы // Пояснительная записка[Электронный ресурс] https://www.google.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)
2. Опишите и оформите в виде таблицы особенности фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке с применением современных средств ИКТ.
Форма
обучения
|
Особенности
|
Индивидуальная
|
Подразумевает
взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации
и т.п.).
В
условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной
деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером
практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к
обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы),
автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ,
использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
|
Фронтальная
|
Применяется,
как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же
содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и
предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими
задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на
уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и
практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.
|
Групповая
|
Учащиеся
работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это
достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники,
например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами,
при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать
реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной
задачей.
При
обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией,
поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня
подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее
при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
|
Источники:
1) Тютиков Ю.С. Групповые формы обучения на уроке информатики и ИКТ// Статья [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)
2) Использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности// Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс] http://moeobrazovanie.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)
3. Определите взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения (наполнение таблицы конкретными примерами) и на основе этого создайте примерный перечень электронных образовательных ресурсов.
Методы
обучения
|
Организационные
формы
|
Средства
обучения
|
Словесные:
Рассказ
Объяснение
Беседа
Дискуссия
Лекция
Работа с книгой
|
Фронтальная
|
Аудиофрагмент,
видеофрагмент, текст, гипертекст
Медиа-лекция,
видеофрагмент, текст, гипертекст
Живой или записанный звук
Живой или
записанный звук
Живой или
записанный звук, текст, гипертекст, медиа-лекция,
Текст,
гипертекст
|
Наглядные:
Метод
иллюстрации
Метод
демонстрации
|
Фронтальная
|
Медиа-лекция,
видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты и схемы, виртуальные
лаборатории
Медиа-лекция,
видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты, диаграммы, схемы,
виртуальные лаборатории
|
Практические:
Упражнения,
Лабораторные работы, Практические работы
|
Индивидуальная
/ коллективная
|
Интерактивные карты, диаграммы, схемы,
виртуальные лаборатории, гипертексты, интерактивные тесты, тренажеры
|
Примерный перечень электронных образовательных ресурсов
1)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2)Российский общеобразовательный портал
Единый каталог образовательных интернет-ресурсов
3) Российский общеобразовательный портал
4) Издательский дом «Первое сентября»
5) Российский портал открытого образования
6) Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
7) Естественно-научный образовательный портал
8) Федеральный институт педагогических измерений
Источники:
1) Бардышев П.И. Проектирование урока с использованием ИКТ// Статья [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)
2) Сайт СОШ №45 [Электронный ресурс] http://shkola45orel.edusite.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)
3) Сайт МБОУ [Электронный ресурс] http://www.kursk-gim25.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)
Комментарии
Отправить комментарий