Индивидуальная самостоятельная работа №11. Организационные аспекты деятельности учителя информатики

1. Перечислите основные планируемые личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты изучения информатики в школе.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:
·         наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 
·         владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
·         способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
·         способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:
·         владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
·         владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
·         опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
·         владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
·         владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
·         широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:
·         формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
·         развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
·         формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
·         формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

·         формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Источники:
Л.Л. Босова, А.Ю. БосоваПрограмма курса «Информатика и ИКТ» 
для основной школы // Пояснительная записка[Электронный ресурс] https://www.google.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)

2. Опишите и оформите в виде таблицы особенности фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке с применением современных средств ИКТ.



     Форма обучения
       Особенности
     Индивидуальная
    Подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).
     В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
     Фронтальная
    Применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.
     Групповая
    Учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
   При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.


Источники:
1) Тютиков Ю.СГрупповые формы обучения на уроке информатики и ИКТ// Статья [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)
2) Использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности// Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс] http://moeobrazovanie.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 27.04.2016)

3. Определите взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения (наполнение таблицы конкретными примерами) и на основе этого создайте примерный перечень электронных образовательных ресурсов.


Методы обучения
Организационные формы
Средства обучения
Словесные:
Рассказ
Объяснение
Беседа
Дискуссия
Лекция
Работа с книгой

Фронтальная
Аудиофрагмент, видеофрагмент, текст, гипертекст
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст
Живой или записанный звук
Живой или записанный звук
Живой или записанный звук, текст, гипертекст, медиа-лекция,
Текст, гипертекст

Наглядные:
Метод иллюстрации
Метод демонстрации

Фронтальная
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты и схемы, виртуальные лаборатории
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории

Практические:
Упражнения,
Лабораторные работы, Практические работы
Индивидуальная / коллективная
Интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории, гипертексты, интерактивные тесты, тренажеры

Примерный перечень электронных образовательных ресурсов
1)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2)Российский общеобразовательный портал

Единый каталог образовательных интернет-ресурсов 
3) Российский общеобразовательный портал 
4) Издательский дом «Первое сентября»
5) Российский портал открытого образования
6) Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
7) Естественно-научный образовательный портал
8) Федеральный институт педагогических измерений

Источники:
1) Бардышев П.ИПроектирование урока с использованием ИКТ// Статья [Электронный ресурс]  https://docviewer.yandex.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)
2)  Сайт СОШ №45 [Электронный ресурс]  http://shkola45orel.edusite.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)
3) Сайт МБОУ [Электронный ресурс]  http://www.kursk-gim25.ru/, (режим доступа: свободный, дата обращения 29.04.2016)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Методические подходы к изучению вопросов представления информации в курсе информатики основной школы

Индивидуальная самостоятельная работа №6. Методы обучения информатике